Тема 2 Лексика и фразеология

Ответить
skvorv
Сообщения: 10
Зарегистрирован: Сб июн 15, 2019 2:50 pm

Тема 2 Лексика и фразеология

Сообщение skvorv » Вс сен 22, 2019 8:27 am

ТЕМА 2 ЛЕКСИКА и ФРАЗЕОЛОГИЯ


Видеоурок "Сферы употребления русской лексики"


Видеоурок "Основные понятия лексики"


Видеоурок "Основные понятия лексики"


Видеоурок "Средства выразительности"


https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova/ - словарь паронимов
https://sites.google.com/view/skvorcova-bratsk/ - опорная схема по теме "Лексика и фразеология"

Деятельностная цель: формирование у учащихся навыков структурирования и систематизации предметного содержания.
Образовательная цель: обобщить, систематизировать и закрепить знания по разделам «Лексика и фразеология» для успешного выполнения заданий ЕГЭ; обогатить словарный запас новой лексикой; способствовать развитию устной и письменной речи.
Основные термины и понятия: лексическое значение слова; полисемия как явление языка, прямое и переносное значение слова; общее понятие изобразительно-выразительных средств языка; лексические изобразительно-выразительные средства языка: тропы (эпитет, метафора, метонимия, сравнение, перифраза); омонимы, причина появления омонимов в языке, разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы; омонимы и многозначные слова; паронимы, паронимический ряд; фразеологизмы
Методические указания:
Приступая к изучению лексики и фразеологии, следует помнить, что система человеческого общения реализуется в языке при помощи слов. Слово, таким образом, представляет собой центральную единицу языка, объединяющую его уровни и ярусы.
Начинать изучение раздела лексикологии следует с внимательного ознакомления с соответствующим разделом учебника. Полученные знания можно закрепить и расширить, изучив дополнительный материл (смотри «Полезные ссылки»). Для лучшего усвоения материала можно составлять опорную схему или выписывать необходимые определения, не забывая иллюстрировать их примерами, а также систематически работать со словарями (толковым, словарь синонимов, антонимов, фразеологический словарь и т.д)
Изучение лексики и фразеологии должно сопровождаться размышлениями о том, что в отличие от фонологии и грамматики, где изменения происходят крайне медленно, лексика - наиболее подверженный изменениям раздел науки о языке.
Словарный состав современного русского языка может быть изучен в нескольких аспектах. Принято характеризовать лексику с точки зрения ее происхождения, активности употребления, сферы распространения и стилистической окраски.
Анализ происхождения лексики важен для понимания условий, под влиянием которых происходило формирование всего словарного состава русского языка. Анализ дает представление об исконно русской лексике, составившей основу словарного состава русского языка, и о лексике, заимствованной из разных языков. В различные эпохи русский язык заимствовал лексику из старославянского языка, языков славянской группы, из греческого и латинского языков, из тюркских, романо-германских, скандинавских и других языков.
Лексика современного русского языка может быть рассмотрена с точки зрения активного и пассивного запаса, поскольку словарный состав языка не остается застывшим и неподвижным - он непрерывно изменяется, отражая перемены, происходящие в обществе. Одни слова продолжают активно употребляться в речи, другие исчезают вместе с вещами, явлениями (например, воевода, городовой, меньшевизм) - это историзмы. Третьи по-старому называют вещи, явления, не исчезнувшие в современной действительности (например, перст, пиит, оный - палец, поэт, тот), - это архаизмы. Наконец, в языке постоянно возникают новые, еще не ставшие общеупотребительными слова для обозначения каких-либо новых предметов, понятий, явлений (например, фототкань, айпад, ди-джей) - это неологизмы. Историзмы, архаизмы и неологизмы формируют пассивный словарный запас.
Лексика современного русского языка неоднородна по сфере употребления. Общенародный язык включает в свой состав как литературно нормированную общеупотребительную лексику, так и лексику, ограниченную по сфере употребления какой-либо территорией (народные говоры); лексику, ограниченную специальными областями деятельности человека (профессионализмы); лексику, ограниченную по употреблению в коллективах, объединенных общими социальными интересами, родом деятельности и др. (например, студенческий жаргон, спортивный жаргон, морской жаргон и т.п.).
Важен и стилистический анализ лексики, поскольку слова выполняют различную экспрессивную роль в тексте. Они могут быть стилистически нейтральны (например, вода, крыло) или различным образом стилистически окрашены (например, иметь пометы возвышенное, поэтическое, пренебрежительное, бранное, фамильярное, устаревшее и др.). Стилистическая характеристика слова обычно приводится в толковых словарях, где словам даются стилистические пометы (например, поэт., пренебр., бран., фам., уст. и др.). Всего насчитывается немногим более 30 стилистических помет.
Наряду с лексическим составом в языке имеются различного типа фразеологические обороты. Следует четко уяснить, какие причины обусловливают неделимость, устойчивость сочетаний. Фразеологизмы, как и отдельные слова, могут быть охарактеризованы по своему происхождению, социальному или территориальному распространению, по стилистической окраске.

Упражнение 1. Теоретическая разминка.
1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию
2. Словарный состав языка
3. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению
4. Основная единица языка
5. Слова, противоположные по лексическому значению
6.Синонимы, расположенные по возрастанию признака
7. Контраст
8.Слова, сходные по звучанию или морфологической структуре
9. Словарный запас человека
Упражнение 2
Повторите теоретический материал, пользуясь предложенными ссылками и учебником
https://www.youtube.com/watch?v=mR_7OPr4ptg (сферы употребления русской лексики);
https://www.youtube.com/watch?v=XA6oHgFJUIE (основные понятия лексики);
https://www.youtube.com/watch?v=9Dz5xFq5rMI (основные понятия лексики);
https://www.youtube.com/watch?v=4jS04WvKZWA (средства выразительности).
Заполните лист самооценки
Screenshot_3.png
Screenshot_3.png (15.55 КБ) 1797 просмотров
Упражнение 3. Поработаем со словарем: По лексическому значению узнать слово и записать его (первая буква искомого слова указана в скобках)
1.Человек, который противится нововведениям (К).
2.Направление развития (Т).
3.Система взглядов на природу и общество (М).
4.Одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Д).
5.Сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б).
6.Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).
7.Синоним к слову “первенство” (П).
8.Антоним к слову “лаконичный” (М).
9. Малообразованный, малосведущий человек. (Н)
10. Печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой. (Б)
11. Символ царской власти – жезл, украшенный драгоценностями, резьбой, чеканкой. (С)
12. Речь, стихотворение, музыкальное произведение, создаваемое без подготовки в момент произнесения. (Э)
13.Составление, истолкование и изучение гербов. (Г)
14. Искусство составления букетов из живых или засушенных растений, культивируемое в Японии. (И)
Упражнение 4: Прочитайте предложения и укажите различные значения глагола идти.
1.Придется идти пешком: последний автобус уже ушел. 2. Обычно в это
время года лед уже идет по реке. 3. Если все уроки сделаны, можешь идти
гулять. 4. Мы уверенно идем к намеченной цели. 5. Нельзя идти против воли
большинства. 6. Письма, отправленные авиапочтой, идут очень скоро. 7. После
починки мои часы идут хорошо. 8. Не успели кончиться морозы, как уже идет
весна. 9. Целый день сегодня идет дождь. 10. Речь идет о новых кинофильмах.
11. Сначала дорога идет лесом, затем полем. 12. Из раны все еще идет кровь. 13.
В ответ на ход белых черные идут конем. 14. На этот летний костюм идет три
метра полотна. 15. Вам очень идет новая шляпа. 16. В драматическом театре
сегодня идет новая пьеса. 17. Готовые изделия идут в продажу. 18. Половодье
кончилось, вода идет на убыль.
Упражнение 5: О каком языковом явлении говорится в стихотворении:
Много разных есть ключей:
Ключ-родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
Почему возникают омонимы? Каковы причины появления их в языке?
Какими частями речи могут быть слова ТРИ, СЕМЬЮ, МОЙ, ПРОСТОЙ, СТЕКЛО в зависимости от контекста? Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы часть речи не вызывала сомнения.
Какими частями речи является слово «путём» в предложениях? Докажите свою точку зрения.
А) Почта была доставлена водным путём.
Б) Разногласия были устранены путём переговоров.
В) И слова-то путём не умеет молвить, а еще петербургский!
Упражнение 6: Укажите, у каких из данных слов есть омонимы, а какие слова являются многозначными (используйте толковый словарь русского языка). Составьте со словами-омонимами предложения и запишите. Напишите текст-рассуждение на тему «Различия многозначных слов и омонимов».
Клуб, потолок, такса, засыпать, коса, норка, кисть, мягкий, ключ.
Упражнение 7: Вспомните, что такое синонимы. Сгруппируйте парами синонимы
1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.
Упражнение 8: Исправьте предложения, используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов.
1. Одинокий дом одиноко стоял на краю села. 2. Проходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый. 3. Глубина темного леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу. 4. Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание. 5. Следует отметить в работе следующий недостаток: тема получила недостаточно полное раскрытие. 6. Чистое помещение новой школы производило своей чистой приятное впечатление. 7. Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был охвачен огнем
Упражнение 9: Вспомните, что такое антонимы. Сгруппируйте парами антонимы
1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко.
Упражнение 10: Назовите ошибки, возникшие при употреблении антонимов,дайте варианты стилистической правки предложений.
1. Иванов исключён из колледжа из-за отсутствия наличия признаков старания. 2. Родители Иванова проявляют активное равнодушие к поведению сына. 3. Этот тополь потому и называется пирамидальным, что растёт строго горизонтально. 4. Молодые старокраматорцы выступили с инициативой... (имеются в виду рабочие Старокраматорского машиностроительного завода). 5. Как видите, картина преподавания истории у нас оптимистична, но достаточно печальна. 6. Эта пожилая женщина была ещё очень молодой. 7. В вашем предложении нет умных идей, кроме глупых. 8. Герой мыслит и действует логически, а героиня – эмоционально. 9. К столу подошли две женщины: одна рыжеволосая, другая в сером костюме. 10. Петров был наказан по результатам ревизии выговором и премией. 11. Не болтливый, но и не разговорчивый, мой друг всегда найдет для меня слова поддержки. 12. При достаточно высоких минусовых температурах тяжело дышать не только людям, но и животным.
Упражнение 11: Определите слова по их описанию.
В одном значении синоним слова изъян, в другом - синоним слова дефицит.
Один из антонимов слова свет и омоним слова, обозначаю­щего большое количество.
В одном значении синоним слова уникальный, в другом — антоним слова густой.
В одном значении антоним слова тесный, в другом — сино­ним слова размашистый.
Антоним слова строгость и омоним слова, обозначающего пушного зверя.
Синоним слова язык и омоним слова, обозначающего одну из частей речи.
Синоним слова лес и омоним слова, обозначающего сверло, бурав.
Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к одежде и к реке.
Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к оружию, к шахте и к дереву.
Упражнение 12: Проверьте ваше понимание значений заимствованных слов: подберите к ним слова – синонимы русского происхождения (в случае затруднений воспользуйтесь толковым словарём или словарём иностранных слов).
Адекватный, актуальный, аналогичный, анонимный, вакантный, виртуозный, гипертрофированный, диаметральный, импозантный, иррациональный, канонический, капитальный, коллегиальный, компактный, конкретный, корректный, курьёзный, лаконичный, лояльный, миниатюрный, монолитный, негативный, номинальный, одиозный, оптимальный,
органический, ординарный, педантичный, позитивный, полярный, потенциальный, продуктивный, пунктуальный, радикальный, спонтанный, стационарный, схоластичный, тотальный, тривиальный, уникальный, утилитарный, фатальный, филигранный, формальный, эквивалентный, экстравагантный, эксцентричный, эпизодичный.
Упражнение 13: Из повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (1-ый абзац) выпишите примеры устаревшей лексики, укажите типы архаизмов
Упражнение 14: Приведите примеры окказионализмов из поэтической речи (В. Маяковский, И. Северянин, В. Хлебников и др.). Определите способ их создания и стилистическую роль в тексте.
Упражнение 15: Определите сферу употребления следующих терминов.
Аллегро, абзац, адажио, аккумулятор, аспирин, агрегат, алгебра, альпинизм, анапест, анабиоз, алфавит, акватория.
Упражнение 16: Объясните значения следующих заимствованных слов, часто употребляемых в языке СМИ. При затруднениях используйте словарь иностранных слов. Какова стилистическая окраска данных слов?
Ксенофобия, креативный, конфессия, брифинг, виртуальный, менталитет, мониторинг, мораторий, прерогатива, спонтанный, инфраструктура, рейтинг, инаугурация, импичмент, инвестиция, электорат, спикер, легитимный, консенсус, толерантность, демарш, коалиция, конвенция, эскалация, эмбарго.
Упражнение 17: О какой ошибке идёт речь в поэтическом тексте? Дайте определение этому лексическому понятию.
«Одеть», «надеть» …Два эти слова
Мы путаем так бестолково!
Морозный выдался рассвет;
Оделся в шубу старый дед.
Выходит, так, что дед одет,
А шуба, стало быть, надета.
«Одеть», «надеть» …Давай глядеть:
Кого одеть и что надеть.
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето.
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет!
Упражнение 18: Определите в предложениях ошибки, связанные со смешением паронимов. Запишите исправленный вариант.
Командир части отправил родителям солдата благодарное письмо.
Дом покидали хозяева, отправляясь на отдых, и слуги одевали чехлы на мебель.
Прозаик написал удачливое произведение о современной жизни.
Я являюсь абонементом сотовой связи «Мегафон».
Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.
Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.
Наша туристическая группа была представлена самой себе, инструктора нам так и не дали.
Обратившись к гостю программы, ведущий сказал: «Я бы хотел задать вам личностный вопрос».
Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.
Множество фактов — климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.
Консервация овощей ведется из подвозимого сырья.
«Твое горе – не горе…, дело жизненное», - сказал старик.
В политике двойственные стандарты неприменимы...
Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.
Упражнение 19: Подчеркните правильный вариант ответа
1.(Подготовьте, приготовьте) домашнее задание. 2. Он (окончил, закончил) институт в том году. 3. (Встал, стал) вопрос о переводе его в другой класс. 4.Она (надела, одела) пальто. 5. Наш сосед – (невежественный, невежливый) человек, он никогда не отвечает на моё «здравствуйте». 6. Суд постановил: подсудимый (виновен, виноват). 7. Поставьте под документом свою (роспись, подпись). 8.Сегодня (праздный, праздничный) день. 8. Просим (представить, предоставить) нам помещение под общежитие. 9. Он священник, то есть человек (духовного, душевного) звания. 10.(Заглавную, главную) партию исполняет Марусин.
Упражнение 20: Вместо точек вставьте один из паронимов; мотивируйте свой выбор.
1. Паровоз, натруженно дыша, протащился по платформе, состав ... (встать – стать). 2. Перед собранием ... (встать – стать) такой принципиальный вопрос. 3. Испытания новой машины ... (проводиться – производиться) уже третью неделю. 4. По окончании производственной практики преподаватель должен дать на каждого студента заключение о характере и качестве ... (проведённый – произведённый) работы и ... (предоставленный – представленный) отчёта. 5. Комсомольская молодёжь у нас в группе ... (представлена – предоставлена) самой себе. 6. В работах художников и скульпторов ... (отражаться – отображаться) труд, быт и отдых забайкальцев. 7. Впечатлений от поездки много, но главное – это исключительно ... (дружеский – дружественный) отношение к нам французского народа. 8. Люди, захваченные стихией отступления, не понимающие ... (существо – сущность) происходящих событий, нередко случайно оказывались в числе эмигрантов. 9. Конькобежцы США ... (опробовать – апробировать) костюм из нового синтетического материала. 10. Эти модели после (опробирование – апробация) переданы в серийное производство. 11. У билетной кассы предъявляли свои ... (командировочные – командированные) удостоверения. 12. Мне кажется, что я припоминаю... (лицо – личность) этого человека. 13. На мебель были... (одеты – надеты) чехлы. 14. Молодой актёр играет... (главную – заглавную) роль в спектакле «Волки и овцы» А.Н. Островского. 15. Напрягая последние ... (силы – усилия), мы достигли вершины горы. 16. На выставке представлен большой выбор красивой и ... (практичной – практической) обуви. 17. Группа школьников ... (пришла – зашла) в музей на лекцию. 18. Мы все ... завтра (придём – выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. 19. В порту судно ... (стало – встало) на якорь. 20. Перед подвигом защитников отечества мы ... (преклоняем – склоняем) голову. 21. Он внимательно слушал лекцию, делая ... (пометы – заметки) в блокноте. 22. Мы так давно не виделись, что вначале я его не ... (узнал – признал). 23. Он осторожно ... (занести – нанести) на карту полученные координаты и продолжил курс. 24. (Эффективное – эффектное) управление тепловым потоком имеет огромное значение. 5. Чёрные цвета вперемешку с бурыми и белыми полосками делают оперение селезня очень (эффективным – эффектным). 26. Большая верность жизненной правде, отсутствие внешне (эффективных – эффектных) натяжек только усилило воздействие фильма. 27. Все её странные поступки продиктованы непомерным самомнением и ... (гордостью – гордыней).
Упражнение 21: Выполним задание 5 ЕГЭ по русскому языку
1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено слово, найдите ошибку и запишите слово правильно
Жена - не рукавица: с белой ручки не ОТРЯХНЁШЬ.
ГОДОВОЙ доход семьи был мизерным.
ПЛАТА  за совершённые ошибки показалась Иванову слишком высокой.
Срок УПЛАТЫ НДФЛ с выплат к отпуску совпадает со сроком УПЛАТЫ налога на доходы с заработной платы.
Маша с таким ясным и БЛАГОДАРНЫМ  лицом пошла навстречу Кистеру,  что у него сердце забилось от радости.

2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено слово, найдите ошибку и запишите слово правильно
Было предложено ПОНИЗИТЬ полковника Петрова в должности за многочисленные нарушения.
ЗАЧИНЩИКИ драки были быстро выявлены.
КАМЕННАЯ почва непригодна для земледелия.
Было решено ПЕРЕГОРОДИТЬ реку плотиной для предотвращения затопления села.
ОТПРАВЬТЕ курьера с поручением в штаб.

3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено слово, найдите ошибку и запишите слово правильно
Я вернулся из гостей, и после уютной квартиры, которую только что покинул, моя берлога показалась мне особенно НЕПРИГЛЯДНОЙ.
Это было прекрасное лицо, юное, ГОРДОЕ  и открытое.
Технологи почему-то вдвое ЗАНИЗИЛИ количество отходящих газов.
Говорят, звёздный дождь ПРОРОЧИТ  счастье …
Пётр Иванович часто ОТКЛОНЯЛСЯ от уплаты налогов, штрафы платил за это немалые
Упражнение 22: Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию.
Своя автобиография; в марте месяце; объединить воедино; закономерно вытекает закономерность; главная суть; ценные сокровища; можно спросить вопрос; упал вниз; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; народный фольклор, жестикулируя руками.
Упражнение 23: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
1. Работодатель должен предложить свободную вакансию всем сотрудникам одновременно.
2. Наверху были магазин, где продавались памятные сувениры, отличное информационное бюро и туалетные комнаты.
3. Чувствуешь себя королевой, люди расступаются на улице, коллеги по работе почтительно кивают, Аркадий Борисыч вежливо подает руку, обернутую в стерильную бумажку.
4. С самого начала произведения автор ведет взаимный диалог с читателем, показывает свое отношение к главным героям, к их переживаниям, мыслям.
5. Не курите сами, так вы сохраните свое здоровье; не находитесь в окружении курящих людей, так как «пассивное курение» ослабляет защитный иммунитет.
6. Как сообщает печатная пресса, за 9 месяцев 2006 года поездами дальнего следования воспользовались 2 млн. 276 тыс. человек, поездами пригородного сообщения – 945 тыс. человек.
7. Бассейн реки Чусовой в течение несколько столетий служил кровавой ареной, на которой кипела самая ожесточенная борьба местных аборигенов с безвестными пришельцами.
8. Добросовестно занося в записную книжку свои наблюдения, мистер Пиквик был принят за секретного шпиона, и кучер решил поколотить его и присоединившихся к нему друзей.
9. У неё были мягкие черты лица, и, когда мы принимали какое-нибудь решение, её глаза и улыбка вспыхивали, словно ей преподнесли бесплатный подарок.
10. В настоящее время Тихий океан играет важную роль в жизни многих стран. Половина мирового улова рыбы приходится на эту водную акваторию.
Упражнение 24: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1.Романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоказана реальность его жизни.
2.Мне казалось, что в этом путешествии львиная часть всей работы падает на меня. Такое положение меня не устраивало.
3.Чтобы увеличить уровень гемоглобина в крови, нужно откорректировать питание.
4.Благодаря сильным морозам в ряде городов и регионах страны замерзла водопроводная сеть и повреждены трансформаторы.
5.Фамусов живёт по лозунгу: «Подписано, так с плеч долой».
6.Это событие, произошедшее ранней весной, сыграло большое значение в дальнейшей жизни героя.
7.Все присутствующие изъявили согласие узнать эту историю, или, как выразился почтмейстер, презанимательную для писателя в некотором роде поэму.
8.Она была, видимо, не прочь продвинуться ещё дальше, но устройство прибора не позволяло ей предвещать хорошую погоду более настойчиво.
9.Многие психологи придерживаются того отношения, что все хорошие и все плохие черты личности закладываются в детстве.
10. С водителями автоколонны была прочитана беседа о недопустимости курения и разговора по телефону при работе на линии.
Упражнение 25: Закончите предложения фразеологизмами
Он долго не мог дать ответ,….
Мальчик смотрел на изображение , как….
Товарищ не говорил правды, всех нас…
Юноша с детства приучен к труду, он не будет…  у родителей.
Верят в мои успехи люди, но есть и такие, которые…
Однажды в гостях я поставил себя в неловкое положение, иначе говоря, …..
Близнецы были похожи как...
Пишет неаккуратно и неразборчиво, как...
Главная задача школьника – учиться, запомните это, …
Упражнение 26: Решите тест
1. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?
А) На краю света, бог знает где, за тридевять земель.
Б) Держать себя в руках, держать ухо востро, держать язык за зубами.
В) Бить баклуши, собак гонять, лодыря гонять.
Г) Болеть душой, принимать участие, входить в положение.
2. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?
А) Капля в море, сколько душе угодно.
Б) Взять себя в руки, заваривать кашу.
В) Выеденного яйца не стоит, цены нет.
Г) Воспрянуть духом, повесить голову.
3.Какой фразеологический оборот имеет значение «мера, под которую насильственно подгоняют что-то»?
А) Тришкин кафтан.                            В) Дамоклов меч.
Б) Прокрустово ложе.                          Г) Пиррова победа.
4. Какое сочетание слов не является фразеологизмом?
А) Золотое дно.   Б) Золотые серьги.    В) Золотые горы.    Г) Золотая свадьба.
5. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?
А) Важная птица, птица высокого полёта, сильные мира сего.
Б) В мгновение ока, в два счёта, одним духом.
В) Во весь голос, во всю ивановскую, во время оно.
Г) Сломя голову, что есть мочи, во все лопатки.
6. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?
А) Рукой подать, за тридевять земель.
Б) Семи пядей во лбу, звёзд с неба не хватает.
В) Раз-два и обчёлся, как с гуся вода.
Г) Прежде всего, в последнюю очередь.
7. Какой фразеологический оборот имеет значение «наиболее уязвимое место»?
А) Авгиевы конюшни.                            В) Ахиллесова пята.
Б) Вавилонское столпотворение.           Г) Филькина грамота.
Упражнение 27: Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов.
1.Сестра приехала ко мне в гости как снег на голову. 2. Дело прошло без сучка без задоринки. 3. Я буду ждать тебя со щитом или на щите. 4. Анна Каренина бросилась под поезд, и он еще долго влачил ее жалкое существование. 5. Майор Ковалев не видел ничего дальше собственного носа. 6. Во второй половине дня Печорин любил пить кофе со сливками общества.
Упражнение 28: С какой частью речи соотносятся и каким членом предложения являются фразеологические единицы в следующих примерах.
1.Фашисты стерли с лица земли русской тысячи сел и деревень. 2. Без году неделя на работе, а уже чувствует себя как рыба в воде. 3. Это родственничек свалился как снег на голову. 4. Господи! Да на что там смотреть: он кожа да кости! 5. Больше всего она любила плакаться в жилетку, прикидываться казанской сиротой и повторять, что судьба от нее отвернулась. 6. После смерти жены он стал пить горькую и дебоширить самым бессовестным образом. Ну что ч него возьмешь? Ведь пьяному море по колено. 7. Сколько его помню, он всегда был гол, как сокол.
Упражнение 29: Составьте предложения, используя в них нижеперечисленные словосочетания в их прямом значении и переносном – в роли фразеологизмов. Образец : куры не клюют – Этот корм наши куры не клюют; Он всем старался показать, что у него денег – куры не клюют.
Водой не разольёшь (не разлить); опустить руки; открывать новую страницу; открыть глаза;плыть по течению; показать нос; поставить в тупик; попасться на удочку; пускать пыль в глаза; сесть в лужу.
Вложения
ключи.docx
(16.61 КБ) 196 скачиваний
Лексика и фразеология.docx
(39.96 КБ) 202 скачивания
таблица учета освоения темы.docx
(12.51 КБ) 158 скачиваний
GregorySep
Сообщения: 1711
Зарегистрирован: Чт апр 06, 2023 7:46 pm

Re: Тема 2 Лексика и фразеология

Сообщение GregorySep » Пт мар 22, 2024 5:49 pm

Ответить