Тема 3 Фонетика и орфоэпия

Ответить
skvorv
Сообщения: 10
Зарегистрирован: Сб июн 15, 2019 2:50 pm

Тема 3 Фонетика и орфоэпия

Сообщение skvorv » Сб окт 19, 2019 9:59 am

ТЕМА 3 ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ
Полезные ссылки
https://www.youtube.com/watch?v=r5ShxgoxfoU - видеоурок по теме "Фонетика"
http://uchitel-slovesnosti.ru/load/profilnyj_klass/normy_russkogo_literaturnogo_jazyka/166 - орфоэпические нормы русского языка
http://uchitel-slovesnosti.ru/load/prezentacii_po_russkomu_jazyku/fonetika_i_orfoehpija/orfoehpicheskie_normy/19-1-0-183 - презентация "Орфоэпические нормы"
https://bingoschool.ru/news/stixi-dlya-zapominaniya-udarenij/ - стихотворения для запоминания ударения в словах
https://bingoschool.ru/news/pravilnoe-udarenie-v-slovax - 66 употребительных слов, в которых нужно верно ставить ударение
http://slovarina.ru/russkie/slovari/orfoepicheskij-avanesov-1988/orfoepicheskij-avanesov-1988_0021.htm - орфоэпический словарь Аванесова Р.И.
https://povto.ru/tests/orfoepicheskij_test.htm - орфоэпический тренажер
https://sites.google.com/view/skvorcova-bratsk - опорная схема по теме "Фонетика"
Деятельностная цель: формирование у учащихся навыков структурирования и систематизации предметного содержания.
Образовательная цель: обобщить, систематизировать и закрепить знания по разделам «Фонетика и орфоэпия» для успешного выполнения заданий ЕГЭ; закрепить умение находить основные звуковые процессы в слове; правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения; анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм
Основные термины и понятия: звук, буква, слог, звуки в потоке речи, классификация звуков, ударение (словесное, фразовое, смысловое), орфоэпия, процессы, связанные с согласными звуками: оглушение/озвончение, упрощение, уподобление (ассимиляция), расподобление (диссимиляция), чередование звуков
Методические указания: Изучая раздел «Фонетика и орфоэпия», учащийся должен получить четкое представление о фонетических средствах русского языка - звук, ударение (словесное, тактовое и фразовое), интонация, должен четко понимать, что «буква» и «звук» - это понятия разные. Причем, далеко не всегда одна буква соответствует одному звуку; существуют так называемые йотированные буквы е, ё, ю, я, обозначающие соответственно два звука в позиции абсолютного начала слога, после гласных, после разделительных твердого и мягкого знаков. Согласные и гласные звуки имеют различные принципы классификации. Согласные бывают парные и непарные по глухости/звонкости и твердости/мягкости. Позиционные изменения согласных отражены в следующих звуковых законах: закон конца слова, ассимиляция по звонкости - глухости, ассимиляция по твердости - мягкости, упрощение сочетаний согласных и сокращение групп одинаковых согласных. Главные фонетические средства русского языка всегда реализуются совместно:
1. звуки речи - изучаются при помощи понятия оппозиции, то есть противопоставления: сад - сядь, Таня - тянет, пруд - прут; различия очевидны после выполнения фонетической транскрипции;
2. словесное ударение, различающее слова и словоформы, одинаковые по звуковому составу: травы - травы;
3. фразовое ударение: Он пришел. Он пришел.
4. слова делятся на слоги, а слоги на звуки.
Изучив материал по фонетике, можно перейти к разделу «Орфоэпия». Основное внимание следует обратить на действующие в современном русском языке орфоэпические нормы.
Необходимо иметь в виду, что произносительные нормы, как и другие нормы в современном русском языке, не являются чем-то неподвижным, застывшим - они подвержены изменению.
Для достижения успехов при изучении фонетики и орфоэпии желательно воспользоваться учебником и дополнительными источниками информации (смотри «Полезные ссылки»), не забываем пользоваться «Орфоэпическим словарем».
Важно! Как правило, в данном разделе русского языка рассматриваются следующие орфографические правила: правописание корней с чередующимися гласными, гласные после шипящих и ц, правописание слов с приставками на з-, с-, до-, наи-, вне-, сверх-, контр-, транс-, пан- и др., правописание слов с приставками пре- и при-, гласные ы и и после приставок, употребление Ъ и Ь. Изучение данных орфографических правил нами перенесено в следующую тему «Орфография».
Упражнение 1: Дайте развернутые ответы на предложенные вопросы
Что изучает фонетика?  
Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками?
Чем различаются буква и звук?  
Какую роль в  языке выполняют звуки? Приведите примеры.
В чём различие между произношением гласных и согласных звуков? Глухих и звонких согласных?  
Назовите звонкие  и глухие звуки, образующие пары.
Какие звуки не образуют пар по звонкости/глухости?
Приведите примеры парных по твёрдости/мягкости звуков.
Какие звуки не образуют пар по твёрдости/мягкости?
Какие буквы и когда обозначают 2 звука? Приведите примеры.
Как обозначается на письме мягкость согласных звуков?  Приведите примеры.
Какие процессы, связанные с согласными буквами, и когда происходят в слове? Приведите примеры.
Что изучает орфоэпия?
Упражнение 2: Выполните задания по теме «Фонетика»
1.Сколько звуков [ц] в словах предложения: «Путешественницы скоро отправятся в Петропавловск-Камчатский»?
2.Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить глухими?
Слова: гол, док, бока, дом, злой
3.В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?
Считать, жирный, щиколотка, панцирь, защита, широкий.
4.По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?
Слова: ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня, люди, шьют.      
5.Выпишите слова, в которых:
а) количество букв совпадает с количеством звуков;
б) букв больше, чем звуков;
в) звуков больше, чем букв.
Слова :сошью, модель, вестник, домовой, подъём, мель, ягнёнок, музейный, бульон, гость, вьётся, местный, юг.
6.Назовите слова, в которых происходит:
а) оглушение согласных звуков;
б) озвончение согласных звуков.
Слова: погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.
Упражнение 3: Перепишите слова в алфавитном порядке.
Брошюра, влияние, вложить,, владение, двойной, издать, класть, прессконференция, костный, шлифовка, путепровод, зверёныш, линолеум, жнивьё, мрачный, костлявый, глубокий, ржавый, створка, брошка, влететь, клейкий, костяной, монтаж, двойственный, глубина, клубок, ржаной, зверолов, мрамор, время, путешествие, ствол, изгнать, зверский, восполнить, монография, гнездо, путеобходчик, звериный, костистый, ноль, экран, фильм, якорь, адрес, тупик, чердак, окно, холст, юг, щель, ёмкость, цена.
Упражнение 4: Выполните задания по теме «Орфоэпия»
1.Поставьте ударение в словах. Подчеркните слова с ударением на втором слоге.
Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, километр, копировать, звонят, некролог, форзац, банты, столяр, торты, ходатайство, черпать, щавель, эксперт.
2.Образуйте формы кратких причастий женского, мужского, среднего рода и множественного числа. Поставьте ударение в словах.
Изменённый, нанесённый, начатый, приведённый, принятый.
3. Прочитайте вслух слова. В каких случаях чн произносится как [чн], [шн], возможно двоякое произношение?
Скучный, конечно, Кузьминична, прачечная, скворечник, точечный, подсвечник, двоечник, неудачный, булочная, беспорядочный, точно, девичник, горчичник, горничная, тренировочный, копеечный.
4. Прочитайте вслух иностранные слова с гласной е и определите произношение предшествующего согласного.
Кафе, музей, тезис, патент, кашне, дезинфекция, пастеризация, кортеж, профессор, эссе, ремарка, патетика, дебют, претензия, депрессия, свитер, неологизм, принтер, компетентность, энергия.
5. Составьте словосочетания или предложения с парами слов, обращая внимание на ударение.
Истекший – истёкший, сложенный – сложённый, совершенный - совершённый, призывной – призывный, подвижной – подвижный, переносной – переносный.
Упражнение 5: Перепишите слова, расставляя ударение.
Агент, апостроф, астроном, баловать, баржа, боязнь, ваятель, ворота, газированный, гектар, гренки, двоюродный, дефис, добыча, дозвонишься, документ, единство,, жаворонок, заговор, заговорщик, задолго, занявший, запломбированный, засуха, злоба, избалованный, индустрия, инструмент, искра, искриться, каучук, китовый ус, кладбище, кладовая, красивее, кухонный, лениться, литограф, лыжня, медикаменты, металлургия, мизерный, молодежь, мускулистый, наверное, наверх, намерение, начавший, некролог, нормирование, нормированный, нормировать, одобрить, обыденный, откупорить, отчасти, переведенный, перенесенный, побудить, повторим, подарим, подметенный, портфель, премированный, премирование, премировать, приговор, призывник, процент, рассердился, резьба, ржаветь, роман, созвонимся, статуя, столяр, творог, тефтели, топливный, тренер, фольга, форум, ханжество, хребет, цитрусовые, шофер, эпилог.
Упражнение 6: В примерах из произведений М.Ю. Лермонтова поставьте ударение в глаголах прошедшего времени. Все ли ударения соответствуют нормам современного русского литературного языка?
1. Она, как червь, во мне жила, изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала. 2. Скакун лихой, ты господина из боя вынес, как стрела, но злая пуля осетина его во мраке догнала. 3. В груди проснулися желанья, во взоре слезы родились. 4. И стали три пальмы на бога роптать; на толь мы родились, чтоб здесь увядать... 5. Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы. 6. Поверь, когда б меня не создал бог, он ниспослать бы в мир тебя не мог. 7. Он поднял взор: ее окно озарено лампадой, блещет; кого-то ждет она давно. 8. И создал я тогда в моем воображеньи по легким признакам красавицу мою. 9. И свет дрожащего огня, упав на смуглые ланиты, черкесу придал вид сердитый. 10. Улана проклял милый пол.
Вложения
таблица учета освоения темы.docx
(12.18 КБ) 155 скачиваний
Тема 3 Фонетика и орфоэпия.docx
(22.77 КБ) 162 скачивания
GregorySep
Сообщения: 1711
Зарегистрирован: Чт апр 06, 2023 7:46 pm

Re: Тема 3 Фонетика и орфоэпия

Сообщение GregorySep » Пт мар 22, 2024 5:50 pm

Ответить